Методическая копилка






Чтение художественной литературы детям 4-5 лет
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого- открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5 лет, можно выделитьведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
2. обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Рекомендуемый список литературы для чтения детям (4-5 лет)
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички
. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.







Конспект  интегрированного занятия «Чудесные превращения»

(развитие речи, музыка, изодеятельность).


Цель: способствовать формированию интереса к окружающему миру, получению реалистических представлений о жизни бабочек, особенностях их развития и строения, с помощью взаимосвязи природы, музыки и изобразительной деятельности.

Оборудование: презентация «Чудесные превращения», музыка Э.Грига «Бабочка»;  веселая, плавная музыка для изодеятельности, заготовки бабочек из плотного картона по количеству детей, пластилин разных цветов.

Ход занятия.
Ребята отгадайте загадку:
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
В ярком платье модница,
Пить нектар торопиться.
(Ответы детей).
Правильно, это бабочка. По каким словам вы догадались, что это бабочка? (Ответы детей).
Послушайте, какую музыку о бабочке сочинил норвежский композитор Эдвард Григ. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить бабочку.
Воспитатель  включает отрывок из пьесы  «Бабочка» Э. Грига. Дети слушают, закрыв глаза.
Какое настроение музыки? (Весёлое, нежное, легкое, плавное.) Правильно, музыка звучит легко, изящно. Можно представить, что маленькая, весёлая, игривая бабочка перелетает с цветка на цветок.
Мы знаем пальчиковую гимнастику «Бабочки», давайте проведем ее:
Золотые усики, (кисти рук поднимаем вверх на уровне груди, широко расставив пальцы, начинаем быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединяем в «колёсико»-глазки большой и указательный пальцы каждой руки отдельно, остальные пальцы поднимаем вверх)
Крылья расписные, Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)
Хоботки точёные, (соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и выполняем круговые движения, остальные пальцы в это время сжимаем в кулаки)
Лапки золочёные, (переворачиваем вверх-вниз ладошки обеих рук)
Крылья расписные, Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)
Ребята, как вы думаете, в природе все бабочки одинаковые? (Ответы детей). Ни в поле, ни в лесу не встретишь и двух одинаковых. Это художница-природа постаралась и так по-разному разрисовала бабочек. Бабочки настолько красивы, что никого не могут оставить равнодушным. В том числе и композиторы, поэты и писатели посвящают свои произведения бабочкам.
Поэт Афанасий Фет, например, сочинил такое стихотворение о бабочке:
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась? 
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась 
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья, 
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю. (Слайд 2)
На одной цветочной поляне жила была очень яркая бабочка, целыми днями она веселилась и порхала над поляной, (Слайд 3) а когда стала взрослой – отложила под листочком яички. (Слайд 4) Через некоторое время из яичек появились личинки-гусеницы, которые сразу же захотели покушать. Они так много ели, что увеличились в тысячу раз!
(Слайд 5) Одна из этих гусениц была особенно веселой. Она любовалась красивыми цветами на полянке, играла и веселилась с другими гусеничками среди больших и малых травинок. (Слайд 6)  Все гусенички радовались солнцу, жевали сочные травинки и никуда не торопились. Жизнь была прекрасна и беззаботна. Но в один прекрасный день гусенички поняли, что произойдет что-то необычное. Пришло время для превращения. Ребята, как вы думаете, какое превращение произойдет с нашей гусеничкой?
(Ответы детей).
Правильно, (Слайд 7) наша гусеничка начала превращаться в куколку. Она трудилась  без устали (Слайд 8) и наконец, превращение свершилось. Гусеничка обернула себя ниточками и получился кокон. Гусенице было совсем не страшно в своем коконе. Она уснула и увидела чудесные сны. Ребята, а вы знаете, какой будет гусеничка, когда проснется? (Ответы детей).
Прошло время, наша гусеничка проснулась и обнаружила, что ей стало тесно в коконе. (Слайд 9) Гусеничка решила выбраться из него. Это оказалось не так-то просто. Путь к солнцу был тяжелым. С большим трудом  гусеничка выбралась из узкого кокона. (Слайд 10) Она увидела чудесные цветы, нежную травку и  яркое, теплое солнце.  Гусеничка узнала свою полянку и была очень рада. (Слайд 11) Она взглянула на свое отражение в капельке росы, оказавшейся рядом с ней. И что же это! Гусеничка себя не узнала! Какие прекрасные яркие крылья у нее за спиной! Гусеничка превратилась в бабочку.
Ребята, а давайте и мы превратимся в бабочек. Для этого нам надо встать со своих стульчиков и вспомнить нашу физминутку «Превращение в бабочку»:
Этот странный дом без окон  
У людей зовётся «кокон».              (дети медленно переступают с ноги на ногу и
                                                           поворачиваются вокруг себя)
Свив на ветке этот дом,                   (дети вращают согнутыми в локтях руками «наматывая
                                                           нитки»)
Дремлет гусеница в нём.            (дети складывают две ладошки вместе и помещают под
                                                           правую щеку, голова наклонена)
Спит без просыпа всю зиму.         (дети перекладывают ладошки под левую щеку)           
Но зима проходит мимо -            (дети совершают взмах прямыми руками вверх, затем
                                                           вниз)
Март, апрель, капель, весна…     (дети хлопают руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка!     (дети потягиваются)
Под весенним ярким солнышком  (дети рисуют одновременно двумя ладонями круг)
Гусенице не до сна.                         (дети грозят указательным пальцем одной руки)          
Стала бабочкой она!                                    (дети  поворачиваются, бегут по кругу, машут руками,
                                                           как крыльями)
Молодцы ребята, а хотите узнать, что же было дальше с нашей подружкой, превратившейся в бабочку? Занимайте свои места на стульчиках, продолжим нашу историю:
Расправив свои прекрасные крылья, бабочка полетела ввысь. Теперь она любоваться красотой поляны с высоты своего полета. Но вдруг на одной из травинок она увидела совсем незнакомых ей гусениц. И бабочка  вспомнила своих друзей гусениче, она стала всматриваться в траву, но друзей нигде не было... Бабочка растерялась, села на большую ромашку и загрустила.
Ребята, куда же подевались все ее  друзья?
(Ответы детей).
Как же нам  помочь бабочке, развеселить ее?
(Ответы детей).
            Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сделать новых друзей для нашей бабочки. Ведь когда вместе собираются много друзей, то совсем некогда скучать и грустить. Вы согласны? (Ответы детей)
Приглашаю вас занять места за столами. На каждом столе несколько заготовок для будущих бабочек. Вам нужно выбрать одну заготовку и превратить ее в настоящую прекрасную бабочку украсив крылышки и тельце бабочки с помощью пластилина.
Дети садятся за столы, где приготовлены заготовки бабочек, вырезанные из картона, а также кусочки пластилина разных цветов), и приступают к работе. Во время работы звучит музыка.
После завершения работы всех бабочек раскладывают на общем столе. В центре бабочка-образец, приготовленная воспитателем заранее.
Ребята, какие красивые  необычные бабочки у нас получились. А есть ли среди них одинаковые? (Ответы детей)
Действительно ведь и в природе редко встретишь двух одинаковых бабочек! Ребята, а у ваших бабочек есть имена? Расскажите о них.
(Несколько детей рассказывают о своих бабочках)
Теперь все наши бабочки подружились. Надеюсь, что им никогда уже не будет грустно. Ребята, посмотрите, а какая бабочка здесь самая нарядная? Самая аккуратная? Самая веселая? Что вам больше всего запомнилось на занятии?  Что вы узнали нового?

Наше занятие подошло к концу. Спасибо.



Комментариев нет:

Отправить комментарий